Обзор 19-го пакета санкций ЕС

Обзор 19-го пакета санкций ЕС

23 октября 2025 года Совет ЕС утвердил 19-й пакет санкций против России. Новые меры в составе 19-го пакета преимущественно направлены на энергетический, финансовый и военно-промышленный комплексы, а также, в том числе, против деятельности так называемого «теневого флота», используемого для транспортировки российской нефти. В частности, перечень судов, которым запрещен доступ в порты государств-членов ЕС, пополнился 117 судами. Помимо этого, был введен дополнительный критерий для включения в санкционные списки, а во избежание двусмысленности толкования ряда терминов в отношении владения и контроля юридическими лицами в Регламент 269 были включены новые определения (понятие «владение» и «контроль» в отношении юридических лиц).

— Блокирующие санкции –

(i) Обновление санкционных списков

Перечень лиц, подпадающих под блокирующие санкции Европейского союза, был дополнен 21 физическими лицами и 42 организациями. В обновленный санкционный список, в том числе, включены:

  • Никита Юрьевич Анисимов – ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
  • Максим Юрьевич Соколов – глава «АвтоВАЗ».
  • Алексей Вадимович Низкоус – генеральный директор ПАО «Энергия».
  • CHA Yong Beom – генерал-лейтенант Корейской народной армии.
  • ПАО «Полюс» — золотодобывающая компания.
  • АО «АвтоВАЗ» — автомобильный завод.
  • Evraz PLC – одна из крупнейших горнодобывающих компаний.
  • Maxima Legal – юридическая фирма.

Отдельно отметим, что в данный пакет санкций впервые включили российскую юридическую фирму Maxima Legal. Основание – критерий h (обход санкций) Регламента 269. Обоснование: «юрфирма подавала в компетентные национальные органы многочисленные запросы о разблокировке активов, замороженных ограничительными мерами ЕС. ООО «Максима Лигал» предоставляло поддельные документы в обоснование своих требований с единственной целью – добиться снятия заморозки средств своих клиентов». Таким образом, ЕС расширяет практику применения блокирующих мер в отношении физических и юридических лиц, обращая внимание на юридические фирмы, оказывающие услуги клиентам по разморозке активов в ЕС.

— Секторальные санкции –

(i) Энергетический сектор

  • 19-й пакет мер вводит полный запрет на заключение новых договоров о покупке российского сниженного природного газа (СПГ) для краткосрочных контрактов – в течение шести месяцев; для долгосрочных – с января 2027 года.
  • Новые ограничения против ПАО «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть». Ужесточен существующий запрет на сделки с участием двух крупных российских нефтедобывающих компаний.
  • Введены санкции против компаний из Китая – двух нефтеперерабатывающих заводов и одного трейдера, закупающих нефть у России, в числе которых Tianjin Xishanfusjeng International Trading Co., Liaoyang Petrochemical Company, Shandong Yulong Corporation Limited.
  • Усиление мер против «теневого флота». В приложение XLII добавлены 117 морских судов «теневого флота». 19-й пакет включает в санкционный список Litasco Middle East DMCC, крупного посредника теневого флота «Лукойла», базирующегося в Объединенных Арабских Эмиратах.
  • Заблокированы реестры флагов и судостроители, способствующие незаконной деятельности этого флота.
  • В дополнение к уже действующим ограничениям на страхование судов и воздушных судов, предположительно участвующих в нарушении / обходе санкционного режима ЕС, в рамках 19-го пакета вводится прямой запрет на услуги по их перестрахованию.

(ii) Финансовый сектор

  • Под санкции попали разработчик, эмитент и торговая платформа рублевого стейблкоина A7A5. Все операции с этим активом запрещены на территории ЕС.
  • В соответствии с приложением XIV под санкционный запрет попали 8 банков и нефтетрейдеров из Таджикистана, Кыргызстана, ОАЭ и Гонконга и 5 российских банков — «Истина», «Земский банк», «Абсолют банк», «МТС банк» и «Альфа-банк», которые оказывают прямую или косвенную поддержку российским военным или способствуют обходу санкций. В санкционный список также включены 4 банка из Беларуси и Казахстана – за участие в альтернативных системах расчетов с Россией.
  • Введены новые ограничительные меры в связи с использованием системы МИР и СБП, ЕС запрещает взаимодействие с ними.
  • Усилены ограничения на деятельность компаний в девяти российских особых экономических зонах, которые играют ключевую в промышленном потенциале России.

(iii) Военные и оборонные структуры

  • ЕС вводит санкции против физических и юридических лиц, входящих в состав российского военно-промышленного комплекса (ВПК), а также поставщиков продукции двойного назначения из ОАЭ и Китая.

(iv) Торговля и экспорт

  • Введены ограничения против 45 компаний, поддерживающих российский военно-промышленный комплекс (ВПК) — включая поставщиков электроники, дронов и технологий, из них 17 находятся за пределами России, 12 – в Китае (включая Гонконг), 3 – в Индии, 2 – в Таиланде.
  • Расширен список товаров под экспортным запретом: микроэлектроника, химикаты для пороха, металлы, оксиды, резиновые изделия, трубы, шины, стройматериалы.
  • Вводится запрет на закупку и импорт всех ациклических углеводородов, важных для нефтехимического сектора.

(v) Услуги

  • Любые услуги, предоставляемые российскому правительству, теперь требуют предварительного разрешения ЕС.
  • Ограничено предоставление услуг в сфере искусственного интеллекта, высокопроизводительных вычислений и коммерческих космических систем.
  • Статья 5n Регламента 833 дополнена запретом предоставлять туристические услуги в России, согласно преамбуле Регламента «запрет введен с целью сокращения доходов, которые Россия получает от таких услуг, и с целью сдержать продвижение несущественных поездок и отдыха в России, особенно в условиях, когда граждане ЕС подвергаются повышенному риску произвольных арестов и задержаний».

— Другие санкционные ограничения —

(i) Новые определения в Регламенте 833/2014 и Регламенте 2580/2001

  • Регламент 833/2014 был дополнен новыми определениями для конкретизации секторальных запретов в отношении определенных областей бизнеса. В частности, В Регламент 833 добавлены определения «крипто-активов», «платёжных сервисов», а также «услуг, непосредственно связанных с туристской деятельностью».
  • Во избежание двусмысленности толкования ряд терминов и определений в отношении владения и контроля юридическими лицами был приведён в соответствие с антитеррористическим Регламентом 2580/2001. Теперь в Регламенте 269 включены определения «владения юридическим лицом» и «контроль».

(ii) В отношении Республики Беларусь

  • Под санкции попали пять предприятий белорусского военно-промышленного комплекса (ВПК) и структуры, связанные с режимом Лукашенко.
  • Расширен запрет на программное обеспечение, включая продукты для банков, ИИ, квантовых вычислений и анализа данных.

(iii) В отношении детей

  • ЕС внес в санкционный список 11 лиц, причастных к депортации украинских детей в Россию.
  • Вводится новый критерий для будущих санкций – за похищение и насильственную ассимиляцию детей.

(iv) В отношении дипломатов

Российские дипломатические и консульские сотрудники, путешествующие по Шенгенской визе за пределами страны аккредитации, должны предварительно уведомлять власти соответствующего государства, страны ЕС могут требовать дополнительное разрешение на въезд таких дипломатов.

Чем Цзиньши может помочь:

Мы сопровождаем китайские компании, ведущие деятельность в России, и российские компании, работающие в Китае, оказывая комплексную юридическую поддержку по вопросам санкционного и комплаенс-регулирования.

Наши услуги включают:

  • Подготовку обзоров действующих санкций и разъяснение порядка их применения в соответствующих юрисдикциях;
  • Анализ рисков при взаимодействии с контрагентами и рекомендации по их снижению;
  • Идентификацию санкционных рисков в конкретной сфере деятельности;
  • Подготовку legal opinion (в слуае необходимости с привлечением иностранных специалистов);
  • Проверку договоров на предмет санкционных ограничений и рекомендаций по их корректировке;
  • Консультирование по структурированию договорных и корпоративных отношений с учетом санкционного законодательства (без цели обхода санкций);
  • Проведение санкционной проверки контрагентов;
  • Подготовку запросов в компетентные органы санкционного регулирования;
  • и иное правовое сопровождение.

Свяжитесь с нами!

+7 495 968 08 68

info@jingsh.com